Александр Левитас - бизнес-консультант и бизнес-тренер

«Я знаю, что Ваш бизнес может приносить больше денег»

Александр Левитас

Бизнес-консультант и бизнес-тренер

Рассылка «Почему Ваш бизнес-сайт не работает?»

Выпуск №47 (29-12-2007). Copyright © Александр Левитас

Добрый день, уважаемый читатель!

Моя работа бизнес-тренера и консультанта связана с разъездами, и не всегда удаётся подготовить выпуск рассылки вовремя. Из-за этого, например, был перерыв в работе рассылки летом – я в это время был то в Москве, то в Якутске, то в Стамбуле, то в Баку...

Поэтому я давно искал специалиста, который мог бы делать для Вас, уважаемые читатели, разборами сайтов наравне со мной. И вот сегодня, накануне Нового года, к нам присоединился со-ведущий рассылки, специалист по дизайну, сайтостроению и пользовательским интерфейсам Евгений Аренгауз. На сегодняшний вечер я передаю ему клавиатуру.

Евгений Аренгауз - краткий разбор сайта

Здравствуйте, меня зовут Евгений Аренгауз. Алекс Левитас попросил меня рассмотреть несколько коммерческих сайтов – насколько они на деле выполняют свои задачи – и сегодня я разберу один из них. Рассматривать я буду содержание, удобство для пользователя, оформление и техническое качество. Поскольку работу эту я делаю сейчас pro bono («на благо общества»), то вместо подробного анализа я буду выбирать отдельные, самые интересные или частые ошибки, чтобы интересно было не только хозяину сайта.

  • А вольные впечатления и прыжки мысли буду оставлять в сносках, чтоб картину дополняли, а не портили.

Итак, у нас на экране...

Сайт компании «Оценка-консалтинг»

Есть понятие «корпоративный сайт». Это не только функция – визитная карточка той или иной компании и материалы, выложенные ею для публики – но и некоторый привычный облик таких страниц. Выглядят такие сайты обычно в одном ключе, это как униформа бизнесмена (синий костюм при галстуке, например). Сайт «Оценка-консалтинг» как раз из таких:

«Шапка» с фотографией радостного лица и абстрактным электронным фоном, текст о компании, ссылки на разные документы, «как проехать». Синий костюм, белая рубашка, галстук.

В целом сайт делает то, что от него надо, и местами делает хорошо. Я не много сталкивался с оценкой собственности, но мне представляется, что дать на сайте все формы и списки документов, чтобы клиенту (и в результате оценщику) не тратить лишнего времени – это удобно и правильно. Есть и образцы документации в форматах MS Office. И карта «как проехать» не нарисована поверх копии из атласа дорог, а сделана без лишнего под нужный маршрут. И все адреса-телефоны всегда на виду. И так далее. То есть содержание, видимо, соответствует задаче.

А вот с доступом и оформлением компании есть к чему стремиться. Продолжая тему униформы, тот же костюм может быть и от Кармани с галстуком от Артье (для тех, кто всё мерит на деньги и имена или вынужден впечатлять таких), и от мудрого дяди Фимы из ателье за углом (для практичных, максимум эффекта при минимуте затрат и внимательном отношении).

  • – Это у себя вы фигура, а тут… Вот вам ещё кепочка!

Если приглядеться поближе, свой «костюм» компания купила, кажется, в райцентровском универмаге.

Беда №1: разбодяживание

В сайте «Оценка-консалтинг» очень много «воды». Так бывает нередко: у небольших сайтов отчасти это бывает связано с имитацией других сайтов («чтоб всё как у людей!»), отчасти с желанием сделать вид, что материала много. Здесь есть и то, и это – и ещё есть затыкание дыр в дизайне внесмысловым материалом.

Пример имитации других на сайте «Оценка-консалтинг» – фраза

При этом в шапке уже есть название компании, и текст за этим приветствием тоже начинается: «Компания "Оценка-Консалтинг" предоставляет услуги…» Низачем это приветствие не нужно – пользователь сам знает, что он на сайте, а не в конторе, и название компании видит. Он, скорее всего, даже догадывается по названию, что тут чего-то оценивают. Просто «все» пишут «Привет, вы попали на сайт», вот и мы тоже напишем, куда вы попали.

  • Ну чё, костёр, – ты попал!..

Текст на головной странице повторяет текст на странице «О компании», только короче и без существа дела. В разделе «О компании» есть полезные данные о лицензиях и довольных клиентах, а тут оставлены только общие фразы. Это – пример попытки искусственно увеличить количество материала путём разбавления. Но сколько водку ни разбодяживай водой, градусов не прибавляется.

Тот, кто сваял для «Оценка-консалтинг» сайт, вбил его в формат «содержание – колонкой слева, содержимое – справа». Но всё содержимое ушло в тематические разделы, головная страница оказалась лишней. Вот её и набили макулатурой. А ведь это первое, что видит посетитель. Вместо существа дела ему предлагают разбираться в мелких ссылках слева и читать малосодержательный текст.

Совет №1

Дорогие оценщики, поместите то, что у вас в «О компании», на головную страницу. Добавьте ссылки на основные виды оценки (бизнеса, недвижимости, оборудования, due diligence) четырьмя колонками с кратким описанием и ссылками на списки документов. Удобство (и главное – полезность) сайта вырастет в десять раз. Посетитель увидит, что тут ему предлагают делать дело, а не искать ответа в ссылках слева. Желание иметь дело именно с вами у него, может, и не вырастет – а вот желание уйти дальше точно снизится.

Если вы сможете переписать все тексты в два раза короче и человеческим языком, будет совсем чудесно. Потому что, когда вы пишете «качественное выполнение работ для Заказчика услуг по оценке является для нас приоритетной задачей» – а у вас все тексты в этом стиле – это не выглядит профессиональным жаргоном. Это пахнет пыльной конторой.

  • «Дело о влетении и разбитии стёкол вороною»

Если вы напишете хотя бы «Качественная оценка Вашей собственности для нас на первом месте», поверьте, никто не подумает, что вы несерьёзные люди.

Беда №2: халтура

Приглядимся внимательнее к сайту, полистаем его. Оказывается, огрехи не только в размещении материала по разделам.

Ох, беда. Дизайн выглядит, будто его сделали как общее место, а потом продавали всем, кому придётся. Ничего, кроме текста, к компании «Оценка-консалтинг» не относится: даже логотип набран строчным шрифтом!

Тут видно, что дизайнер сделал работу абы как, и вместо шлифовки насовал заплаток прикрывать разные дыры. А иные дыры и так оставил: например, большая тяжёлая «шапка» придавливает текст страницы – поле между ней и текстом слишком мало.

В той же «шапке» пустое место справа мозолило кому-то глаза, и его забили неизменной цитатой из кого-то, в три строчки:

Ставя на первое место людей,
Вы никогда не совершите ошибки
даже в вопросах получения денег

Вот если бы создатель сайта ставил на первое место людей, он бы никогда не поместил на каждой (!) странице эпиграф, который сидит на самом видном месте и отвлекает от содержимого. Да еще отформатирован он так, что задерживаешься на нём, пытаясь понять: стихи это или проза?

  • Сочинять хайку
    Об оценке бизнеса –
    Стоит ли того?

Внизу счётчики показывают всем, как низко сайт пал в рейтингах. Фотографии улыбчивых людей – шаблон для корпоративных сайтов, но тут один и тот же дядя улыбается с каждой страницы! Может быть, это хозяин компании? Или абстрактный добрый оценщик? Или это картинки с рабочих мест? Да нет, он там тоже «как у всех». Это клип-арт для придания «человеческого лица» сайту.

Вот это «человеческое лицо» компанию и подвело. Вместо настоящего лица – дешёвая фотография актёра. Вместо человеческого языка – канцелярский новояз. Вместо расположения материала где удобно посетителю – расположен где было удобно машинистке. Фальшь так и сквозит. А для компенсации (а может, чтоб место занять) на каждой странице вставлен анекдот!

  • Кстати, анекдот с головной страницы мне попадался в каком-то сборнике польского юмора лет двадцать пять назад. Уже тогда, наверное, был с бородой.

Совет №2

Дорогие оценщики, уберите анекдоты и эпиграф. Пусть на каждой странице содержание будет по существу – не отвлекайте посетителя и не травите анекдотов, раз вы серьёзное заведение. Если хотите, чтоб посетитель чувствовал, что вы о нём заботитесь – просто напишите всё для него, чтоб ему (а не машинистке и не вам) было понятно и удобно. Позаботитесь в самом деле – он это почувствует. Будете думать, что он шимпанзе с баблом – он это тоже почувствует. Как вы думаете, в каком случае он больше захочет иметь дело именно с вами?

Закажите себе логотип, или хоть шрифт смените – а то логотип шрифтом из стандартной поставки Windows и прочая дешёвка не вызывают к вам доверия.

Счётчики уберите, они для вас (статистика), а не для посетителей (показывать, как вас мало смотрят). Поле между «шапкой» и текстом надо увеличить. «Шапку» по высоте можно уменьшить. Если хотите иллюстрации – поместите то, что относится именно к вам, а не ко всем подряд. (Хоть оценщиков за работой.)

Но, вообще-то, сайт должен делаться особо для вас, а не приспосабливаться из обобщённого шаблона. Чтоб костюм сидел, закажите его у дяди Фимы из ателье или у модельера – что вам ближе. Но не покупайте на толкучке. Вам потом в этом на люди выходить.

P.S. от Александра Левитаса

Как я уже неоднократно писал в рассылке, бесплатные разборы сайтов содержат лишь краткий разбор двух-трёх наиболее бросающихся в глаза ошибок. Если же нужен более глубокий и подробный анализ Вашего сайта, детальные рекомендации и конкретные советы по устранению проблем – Вы можете заказать подробный разбор вашего сайта.

Читайте другие мои материалы

Как со мной списаться

Пишите мне на адрес a-l@kursy.ru. Если же письмо осталось без ответа или вернулось (что иногда случается из-за ошибок спам-фильтров), Вы можете послать мне письмо через форму на этой странице - такие письма я получаю всегда.

Пишите мне. Предлагайте свои идеи для рассылки. Делитесь своим опытом. Задавайте вопросы. Рассказывайте о себе и своём бизнесе. Пишите!

Подпишитесь бесплатно на эту рассылку

Вам понравились мои советы? Хотите бесплатно подписаться на мои электронные газеты? Сделайте это прямо сейчас! Отметьте галочками названия тех электронных газет, которые Вы хотите получать, укажите свой адрес электронной почты - и нажмите кнопку «Подписаться».

Почему Ваш бизнес-сайт не работает?
Боевые говоруны
Школа продаж Левитаса
Больше денег от Вашего бизнеса!

После этого Вы будете регулярно получать от меня полезные советы и дельные статьи о рекламе, маркетинге, продажах, организации бизнеса, увеличению прибыли и других важных для предпринимателя вещах. Многим моим читателям эти советы уже помогли поднять прибыль - пусть теперь помогут и Вам.

Всего доброго!

С уважением,
Александр Левитас,
бизнес-консультант и бизнес-тренер.

Если Вы хотите нанять меня для подробного платного анализа Вашего бизнес-сайта – пожалуйста, не забудьте ответить в своём письме на следующие вопросы (без этой информации я едва ли смогу Вам помочь):
  • Адрес сайта?
  • Какова главная задача сайта?
  • Каких людей Вы хотите привлечь на сайт?
  • Какие конкретные действия они должны совершить в результате посещения сайта?
  • Являетесь ли Вы владельцем или менеджером сайта?
  • С какими проблемами Вы столкнулись?
  • Что Вы делали или делаете сейчас для решения этих проблем?
Анализ будет касаться как дизайна сайта, так и его эргономичности (юзабильности), эффективности продающих текстов, оптимальных способов рекламы и так далее.

P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в бизнесе - пожалуйста, перешлите ему ссылку на эту страницу.