Александр Левитас - бизнес-консультант и бизнес-тренер

«Я знаю, что Ваш бизнес может приносить больше денег»

Александр Левитас

Бизнес-консультант и бизнес-тренер

Рассылка «Почему Ваш бизнес-сайт не работает?»

Выпуск №4 (07-02-2005). Copyright © Александр Левитас

Добрый день, уважаемый читатель!

Сегодня, по просьбе Елены Величко, менеджера сайта издательства "Аркаим", я сделаю беглый разбор входной страницы их нового сайта.

Елена писала:

"Есть сомнения по поводу и дизайна, и юзабилити, и общей тональности проекта. Сайт корпоративный - крупное российское издательство. Цель:

  1. Привлечь потенциальных авторов, художников, дизайнеров для издания новых книг
  2. Привлечь оптовых покупателей книг и работать с ними онлайн.

У меня вопросы:
Насколько корректен дизайн для корпоративного издательского сайта?
Как вы оцениваете сайт с точки зрения его структуры и юзабилити?"

Вероятно, Елена озаботилась этими вопросами после того, как на модерируемом (?) форуме их сайта начали давать комментарии вроде "А сайт-то позорный какой-то... У вас чо, дизайнеров нету в издательстве нормальных? Книги красивые, а сайт - фуфло." И впрямь, дизайнерское бюро, которое делало этот сайт, явно подкачало.

Сперва я хотел написать пару-тройку страниц об ошибках дизайна - стиль, напоминающий о середине 90-х, сплошной фон, "задавленные" заголовки, сбитое выравнивание - но потом подумал, что главная-то ошибка вовсе не в этом. Так что разговор о наведении красоты мы отложим и поговорим о более важных вещах.

Глаза разбегаются

Посмотрите на "фотографию" входной страницы сайта "Аркаима". Не знаю, как у Вас, а у меня просто разбегаются глаза. "Стань автором", "Сделай книгу", "Купи книгу", "Добро пожаловать", "Читателям", "Поиск по сайту", "Новости"... Более 20 ссылок только на той части страницы, которая поместилась на первом экране!

К тому же крупные картинки создают несколько фокусов внимания, так что глазам сложно сосредоточиться на чём-то одном. Скажу больше - здесь этого не видно, но на сайте картинки ещё и шевелятся. В результате глаза посетителя судорожно скачут по странице.

Вот я зашёл на этот сайт. Откуда мне начинать работу? Что тут есть для меня? Какие из этих 20 ссылок предназначены для меня, а какие - нет? Если я хочу купить книгу - должен ли я жать на "Книжный каталог" или на "Где купить в розницу"? Если я - потенциальный автор, нужно ли мне идти в раздел "Стань автором" или в раздел "Сделай книгу"? А что прячется под ссылкой "Доска объявлений" - неужели "Продам холодильник б/у"? Да простит меня проектировщик сайта, но у меня эта груда ссылок вызывает ассоциации с "Угадай, под каким напёрстком шарик".

Кстати, а зачем с первой страницы сайта стоят ссылки на "Виртуальную редакцию" и "Виртуальную мастерскую", если внутрь пускают только "своих"? Неужели разработчик сайта думает, что я буду рад, если зайду по этой ссылке и получу от ворот поворот? Или он никогда не слышал слов "back office"?

Конечно, если человек пришёл на этот сайт целенаправленно и заранее знает, что он рассчитывает там найти, он это рано или поздно найдёт. Но если это случайный посетитель - едва ли он захочет прикладывать усилия, чтобы понять, куда он попал и что тут есть для него.

Проблема буриданова осла

В прошлый раз мы говорили о том, что цель сайта определяется тем, каких людей мы хотим заполучить на этот сайт и какие действия эти люди должны там совершить. Помните? Так вот, структура сайта, его дизайн, его навигация - всё это должно работать так, чтобы помочь человеку совершить эти самые интересующие нас (и его) действия. Соответственно, мы должны показать ему, что интересное для себя он может найти на нашем сайте и какие действия он может предпринять.

 
Структура сайта должна быть такой, чтобы подводить посетителя к нужному нам действию. Для этого нужно как минимум предложить посетителю совершить это действие.
 

Однако есть маленькая, но подлая загвоздка. Она называется "проблема выбора". Слыхали когда-нибудь про осла философа Буридана? Бедный осёл умер от голода, будучи не в состоянии выбрать между двумя стогами сена. Чем больше возможностей для выбора мы вываливаем одним махом на посетителя сайта, тем больше шансов, что он запутается, плюнет - и уйдёт с сайта. И плакали Ваши денежки...

Неопытные дизайнеры часто вываливают на посетителя всё, что только могут. Мне это напоминает добрый старый анекдот:

Однажды сельский священник обнаружил, что на службу в церковь пришёл всего один человек. Священник сперва хотел отменить службу, но потом устыдился своей лени, подошёл к посетителю и спросил:
 - Скажи, сын мой, если бы ты зашёл в хлев и увидел там всего одну овцу, как бы ты поступил?
 - Накормил бы её, - ответил крестьянин.
Тогда священник провёл службу, прочитал проповедь - в общем, устроил программу на несколько часов. Когда всё закончилось, ошалевший крестьянин сказал:
 - Святой отец, я бы, конечно, накормил свою овцу - но не стал бы запихивать в неё весь стог, который приготовил для целого стада!

Так и сайтостроители нередко пытаются с первой же страницы скормить посетителю "весь стог, приготовленный для целого стада" - дать ссылки на все мыслимые и немыслимые разделы сайта. Не задумываясь о том, что же посетителю в этот момент нужно на самом деле.

А как надо было?

Кто-то из античных мудрецов сказал: "Мудр тот, кто знает не многое, но нужное". Эти слова - "не многое, но нужное" - определённо стоило бы написать на знамени сайтостроителей и включить в их утреннюю молитву.

 
Посетителю сайта надо предлагать не многое, но нужное
 

Чем меньше возможностей выбора, возможных действий есть у человека, когда он приходит на сайт, тем проще ему сделать выбор и тем больше шансов на то, что он сделает именно то, что Вы хотели.

  • Практически идеальными в этом плане являются старый интерфейс Google и нынешний интерфейс брата его "Яндекса" - логотип, строка ввода и кнопка "Искать". А больше ничего их посетителям, в сущности, и не нужно.

Однако есть загвоздка. На сайт "Аркаима" могут зайти несколько совершенно разных категорий посетителей, и каждому нужно предлагать что-то своё. Читателю нужно одно, оптовому книготорговцу другое, а иллюстратору и вовсе третье. Предложишь только то, что нужно одним - пострадают другие. Как же быть?

Да очень просто! Использовать двухшаговую навигацию. На входной странице предложите человеку выбрать свою категорию, и когда он это сделает - дальше предлагайте ему только то, что для него предназначено.

 
В случае, если сайт имеет дело с разными категориями людей, решающих разные задачи, имеет смысл работать с посетителями в два шага. На первом шаге человек выбирает свою категорию или задачу, переходит на соответствующую страницу - и уже там получает список актуальных для него возможных действий.
 

Конечно, это не значит, что головная страница сайта должна состоять лишь из логотипа и ссылок на разделы. Однако именно выбор соответствующего раздела должен быть наиболее очевидным, наиболее комфортным, наиболее напрашивающимся действием на этой странице.

  • Загляните, например, на "Апорт". Там есть много всего, но первое, что бросается в глаза - строка поиска и рубрики каталога

Вернёмся к сайту "Аркаима". Возможно, Вы удивитесь, но на его головной странице уже есть всё, что нужно - рубрики "Читателям", "Авторам текстов", "Авторам графики" (кстати, почему именно так, а не "Художникам"?), "Продавцам книг" и т.п. Где же эти разделы? Не поместились на первый экран, забитый ссылками да картинками, и прячутся ниже.

Возможно, разработчик сайта со мной не согласится, но мне кажется, что с головной страницы стоит выбросить напрочь и шапку, и боковой столбец со всеми их ссылками и картинками, чтобы страница начиналась с "Добро пожаловать..." Что же останется? Логотип (либо картинка - книга с логотипом на обложке). Приветствие посетителям. И краткие описания разделов сайта для разных категорий посетителей. Возможно, число рубрик стоило бы уменьшить до шести и разместить их в два столбца - тогда все рубрики будут видны сразу, без прокрутки.

В результате посетитель страницы не должен будет напрягать мозги, пытаясь понять разницу между "Стань автором" и "Сделай книгу". Он сможет быстро и без труда решить, какой раздел ему нужен.

Впрочем, если разработчику не хочется совсем уж решительно избавляться от кучи ссылок и строки поиска, можно было бы сделать горизонтальное выпадающее меню, как в большинстве обычных программ, и спрятать в него все те три десятка ссылок, которые сейчас раскиданы по шапке и боковому столбцу. "Опытные" посетители будут сразу выбирать из этого меню нужный им пункт, а "неопытные" не будут обращать на него особого внимания. В результате получится что-нибудь в таком духе:

Такой дизайн позволит посетителю, первый раз попавшему на страницу, быстро и без лишних размышлений выбрать нужный ему вариант. Зашёл, окинул страницу взглядом, подумал: "«Читателям» - не за этим пришёл, «Художникам» - не про меня, «Продавцам книг» - а вот это уже интересно!" Несколько секунд и решение принято.

Конечно, этот дизайн ещё далёк от идеала. Тут есть уйма работы для толкового дизайнера - цвета, поля, выравнивание, дополнительная графика и т.д. Если очень хочется, сбоку можно вставить колонку и размещать в ней новости, объявления и т.п. Но главным, доминирующим элементом страницы всё равно будут разделы-входы для шести категорий клиентов.

А что у Вас?

А как обстоят дела с Вашим сайтом, уважаемый читатель? Может ли посетитель, заглянувший к Вам в первый раз, быстро найти то, что ему нужно? Не тонет ли он в куче разделов и ссылок, не имеющих к нему никакого отношения? Посмотрите внимательно на дизайн своего сайта (а ещё лучше - попросите сделать это кого-нибудь, кто не имеет к Вашему сайту никакого отношения) и подумайте:

  • Нет ли на страницах Вашего сайта лишних ссылок, которые можно безболезненно убрать либо спрятать в выпадающие (или "двухуполосные") меню?
  • Нет ли на страницах Вашего сайта лишних смысловых блоков, которые именно на этой странице/в этом разделе не нужны?
  • Нет ли на страницах Вашего сайта ссылок, которые ведут в разделы, закрытые для случайного посетителя ("Заходите сюда" - "Подите вон!")?
  • Нет ли на страницах Вашего сайта ссылок, текст которых предназначен только "для своих", а для случайного посетителя непонятен, может сбить его с толку?

Если Вы обнаружите у себя на сайте подобные вещи - напишите мне, пожалуйста, и расскажите о том, какие проблемы Вы нашли и как собираетесь их исправлять.

Как со мной списаться

Пишите мне на адрес a-l@kursy.ru. Если же письмо осталось без ответа или вернулось (что иногда случается из-за ошибок спам-фильтров), Вы можете послать мне письмо через форму на этой странице - такие письма я получаю всегда.

Пишите мне. Предлагайте свои идеи для рассылки. Делитесь своим опытом. Задавайте вопросы. Рассказывайте о себе и своём бизнесе. Пишите!

Подпишитесь бесплатно на эту рассылку

Вам понравились мои советы? Хотите бесплатно подписаться на мои электронные газеты? Сделайте это прямо сейчас! Отметьте галочками названия тех электронных газет, которые Вы хотите получать, укажите свой адрес электронной почты - и нажмите кнопку «Подписаться».

Почему Ваш бизнес-сайт не работает?
Боевые говоруны
Школа продаж Левитаса
Больше денег от Вашего бизнеса!

После этого Вы будете регулярно получать от меня полезные советы и дельные статьи о рекламе, маркетинге, продажах, организации бизнеса, увеличению прибыли и других важных для предпринимателя вещах. Многим моим читателям эти советы уже помогли поднять прибыль - пусть теперь помогут и Вам.

Всего доброго!

С уважением,
Александр Левитас,
бизнес-консультант и бизнес-тренер.

Если Вы хотите нанять меня для подробного платного анализа Вашего бизнес-сайта – пожалуйста, не забудьте ответить в своём письме на следующие вопросы (без этой информации я едва ли смогу Вам помочь):
  • Адрес сайта?
  • Какова главная задача сайта?
  • Каких людей Вы хотите привлечь на сайт?
  • Какие конкретные действия они должны совершить в результате посещения сайта?
  • Являетесь ли Вы владельцем или менеджером сайта?
  • С какими проблемами Вы столкнулись?
  • Что Вы делали или делаете сейчас для решения этих проблем?
Анализ будет касаться как дизайна сайта, так и его эргономичности (юзабильности), эффективности продающих текстов, оптимальных способов рекламы и так далее.

P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в бизнесе - пожалуйста, перешлите ему ссылку на эту страницу.