Александр Левитас - бизнес-консультант и бизнес-тренер

«Я знаю, что Ваш бизнес может приносить больше денег»

Александр Левитас

Бизнес-консультант и бизнес-тренер

Рассылка «Боевые говоруны»

Выпуск №154 (14-11-2006). Copyright © Александр Левитас

Добрый день, уважаемый читатель!

Шекспир был неправ!

Шекспир в своей пьесе "Ромео и Джульетта" устами главной героини произносит: "Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет". Фраза очень известная, её любят цитировать в спорах - но Шекспир ошибался.

От имени зависит очень многое. Я даже не стану пересказывать любимые рекламистами анекдоты о напитке "Херо", который так и не стал популярным в России, или о гостинице "Педрилло", в которую не хотели вселяться русские туристы - эти вещи очевидны. Давайте лучше посмотрим на куда менее очевидные манипуляции.

"Массовое убийство детей"

Средства массовой информации манипулируют мнением публики многоми способами. И один из наиболее популярных - игры с названиями. Журналист не то чтобы врёт, он лишь подбирает одно из многих возможных названий - и делает это так, чтобы сбить с толку читателей, заставить их нарисовать в своём воображении совсем не ту картину, которая имела место на самом деле.

Представьте себе, что американская служба новостей передаёт: "Русские солдаты убили пятерых чеченских подростков" - какую картину Вы нарисовали в своём воображении, уважаемый читатель? Расстрел беззащитных детей? Но если вспомнить, что с точки зрения американцев "подростку" может быть от 13 до 19 лет - картина уже немного меняется, не так ли? И если неленивый читатель начнёт копать - он может неожиданно для себя обнаружить, что на самом деле в бою были уничтожены пять вооружённых чеченских боевиков, которым было по 18-19 лет, вполне подходящий возраст для солдата.

Или вот ещё пример: "Трое вооружённых мужчин в масках напали на индивидуального предпринимателя, избили его и отняли деньги" - если предположить, что тут нет ни слова лжи, что описывает этот текст? Уличное ограбление? Или арест наркоторговца бойцами ОМОНа?

Манипуляции с названиями очень часто встречаются в СМИ. Скажем, когда освещается военный конфликт, газета или телеканал может дать своим журналистам указание о замене некоторых слов в их материалах. Например, вместо слов "террорист" и "боевик" должны использоваться слова "партизан" и "борец за свободу", а вместо слова "заложник" - "военнопленный".

  • Правда, иногда очень странно звучат сообщения вроде "Из Беслана сообщают, что борцы за свободу захватили в школе триста военнопленных из числа учеников и преподавателей" - но настолько явно шило из мешка вылезает редко.

Другой пример - ситуация с освещением уличных беспорядков во Франции. Корреспондентам многих изданий было запрещено писать что-нибудь вроде "толпа арабских хулиганов" - вместо этого следовало писать "группа французских подростков". И т.д., и т.п.

Но переименование может использоваться не только для нечестного освещения событий. Этот приём позволяет даже менять отношение к хорошо известным событиям и предметам.

Противники радости

Умнейший дядька Оруэлл в своей страшилке "1984" писал:

«Неужели вам непонятно, что задача новояза - сузить горизонты мысли? В конце концов мы сделаем мыслепреступление попросту невозможным - для него не останется слов. Каждое необходимое понятие будет выражаться одним-единственным словом, значение слова будет строго определено, а побочные значения упразднены и забыты. Революция завершится тогда, когда язык станет совершенным. Даже лозунги изменятся. Откуда взяться лозунгу "Свобода - это рабство", если упразднено само понятие свободы? Атмосфера мышления станет иной.»

Нынешние пиарщики и политтехнологи, верные ученики Оруэлла, вовсю пользуются этим приёмом. Они знают, что заставляя жертву принять их слова для описания картины миры, они тем самым неявно заставляют её принять и саму картину мира тоже. Заставьте человека думать навязанными ему словами - и с высокой вероятностью он будет думать так, как угодно манипулятору.

Как это делается? Давайте посмотрим. Например, если Вам противны фекалии, если Вы не хотели бы брать их в руки, тем более не хотели бы видеть их у себя на обеденном столе - в общем-то, это означает, что Вы нормальный человек. Чистоплотный, брезгливый - но вполне в рамках нормы.

Однако представьте себе, что пиарщикам удалось добиться того, что фекалии повсеместно называются не фекалиями, не дерьмом, и не калом - а, скажем, "радостью". Замечательное слово с исключительно положительными коннотациями. И другие слова от него очень хорошо образуются - "обрадоваться", "радостный" и т.п.

Представьте себе, что в языке, на котором Вы говорите, произошла такая замена слов. Согласитесь, будет уже как-то неловко скандалить с соседом по поводу того, что его собачка обрадовалась прямо в подъезде, в аккурат под Вашей дверью, и требовать от него немедленно убрать её радость.

А до кучи представьте себе, что нежелание нюхать или осязать оный продукт повсеместно называется теперь не брезгливостью, а "мягкофобией".

Вслушайтесь, какое слово - мягкофобия. Вслушайтесь хорошенько. В сущности, это слово означает, что фекалии - большие и страшные, а Вы - маленький, слабый и боитесь их. Не брезгуете, а именно боитесь. Более того, пришедшее из психиатрии "-фобия" ещё и намекает на то, что Вы больны. На Вашу ненормальность, неполноценность. На то, что Ваша позиция - не позиция, а психическое расстройство.

И как замечательно теперь можно объявлять "мягкофобией" любое нежелание приобщиться к "радости". Дескать, а чего это Вы возмущаетесь тем, что я присел порадоваться среди столовой? Вы что, отказываете людям в праве на радость? Неужто Вы ещё один мягкофоб, жалкая и ничтожная личность?

А для полного торжества следует ещё и переименовать всех нормальных людей. Дать им какое-нибудь двусмысленное название. И чтобы они его для себя приняли. Скажем, назвать их "чистоплюями".

Кстати, обратите внимание на фигуру высшего пилотажа. Этим самым названием, неважно какое оно будет, людей уже переводят в разряд ненормальных. Потому что норме особое название не требуется. К примеру, есть слово "сифилитик" - а для не-сифилитиков специального слова нет. Соответственно, если мы для нормальных людей придумали какое-то особое словечко, мы их тем самым из разряда нормы вроде как перевели в разряд "ещё одно отклонение" или "ещё одно меньшинство".

И - вуаля, дело сделано! Посмотрите, как теперь звучат следующие фразы:

  • "Я не хочу, чтобы ты тащил в дом радость!"
  • "Кто-то опять обрадовался у меня под дверью"
  • "Этот чистоплюй не разрешает нам радоваться на кухне. Что взять с мягкофоба?!"
  • "Чистоплюи снова требуют от мэрии запретить собакам радоваться на детских площадках"
  • "Водитель такси-чистоплюй отказался везти обрадовавшегося пассажира"
  • "Мягкофобски настроенные родители-чистоплюи не хотят водить детей в школу, двор которой полон радости"
  • "Открыто уголовное дело о дискриминации против домовладельца-чистоплюя, из мягкофобских соображений отказавшегося сдавать квартиру радостному с головы до ног жильцу"

Понимаете, да? На таком вот переименовании основан весь "политкорректный язык" американцев - его создатели предполагали, что иные слова вызовут и иное отношение к называемым вещам. Кстати, предполагали не зря - это действительно работает. И этот же приём вовсю используют политтехнологи всех мастей.

Например, многие нынешние российские неофашисты стараются называть себя "русскими патриотами", фашистский салют называют "римским приветствием", свастику на своих повязках - "солярным символом" и т.п. А тех, кто борется с ними или кому они просто неприятны, они стараются называть не "нормальными людьми" и не "антифашистами" - а "русофобами". Зачем им это нужно? Во-первых, для того, чтобы в газетах не писали "Группа фашиствующих молодчиков в повязках со свастикой собралась на площади, вскидывая руку в фашистском салюте" - потому что читатель не только не поддержит фашистов, но и с одобрением отнесётся к тем, кто даст им тумаков - а писали вместо этого "Группа патриотов с солярным символом на повязках собралась на площади, приветствуя друг друга римским приветствием". И, во-вторых, чтобы застолбить место "русского патриота" за собой - чтобы люди, считающие себя патриотами России, сочли, что им некуда податься, кроме как в фашисты.

Впрочем, к приёму "влиянение через переименование" прибегают не только в политике. Работает он и в рекламе. Например, много лет бритвы назывались просто бритвами. Потом "Жиллетт" выпустил одноразовую бритву. Однако раскупалась она плохо - сами подумайте, если на одной полке лежат "одноразовые бритвы", а на другой обычные, практически вечные, то какую лучше выбрать? Но тогда пиарщики "Жиллетта" сделали гениальный ход - свою бритву переименовали в "безопасную", а обычную окрестили "опасной". И ситуация изменилась - если на одной полке лежат "безопасные бритвы", а на другой "опасные", то какую лучше выбрать?

Так что, уважаемый читатель, если Вам пытаются навязать новое название для каких-то людей, событий или предметов - задумайтесь хорошенько, кто и зачем это делает. Возможно, это попытка манипулировать Вами.

Читайте в других моих рассылках

Как со мной списаться

Пишите мне на адрес a-l@kursy.ru. Если же письмо осталось без ответа или вернулось (что иногда случается из-за ошибок спам-фильтров), Вы можете послать мне письмо через форму на этой странице - такие письма я получаю всегда.

Пишите мне. Предлагайте свои идеи для рассылки. Делитесь своим опытом. Задавайте вопросы. Рассказывайте о себе и своём бизнесе. Пишите!

Подпишитесь бесплатно на эту рассылку

Вам понравились мои советы? Хотите бесплатно подписаться на мои электронные газеты? Сделайте это прямо сейчас! Отметьте галочками названия тех электронных газет, которые Вы хотите получать, укажите свой адрес электронной почты - и нажмите кнопку «Подписаться».

Почему Ваш бизнес-сайт не работает?
Боевые говоруны
Школа продаж Левитаса
Больше денег от Вашего бизнеса!

После этого Вы будете регулярно получать от меня полезные советы и дельные статьи о рекламе, маркетинге, продажах, организации бизнеса, увеличению прибыли и других важных для предпринимателя вещах. Многим моим читателям эти советы уже помогли поднять прибыль - пусть теперь помогут и Вам.

Всего доброго!

С уважением,
Александр Левитас,
бизнес-консультант и бизнес-тренер.

Вы - предприниматель, владелец бизнеса, директор или менеджер? Авторские семинары Александра Левитаса помогут Вам наладить работу персонала, поднять собственную эффективность, с небольшими вложениями привлечь новых клиентов, поднять отдачу от рекламы, наладить взаимовыгодное сотрудничество с другими бизнесами и в результате поднять доходы Вашего бизнеса. Подробнее »

P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в бизнесе - пожалуйста, перешлите ему ссылку на эту страницу.