Александр Левитас - бизнес-консультант и бизнес-тренер

«Я знаю, что Ваш бизнес может приносить больше денег»

Александр Левитас

Бизнес-консультант и бизнес-тренер

Рассылка «Больше денег от Вашего бизнеса!»

Выпуск №69 (12-06-2006). Copyright © Александр Левитас

Добрый день, уважаемый читатель!

Сегодня я продолжу тему "человеческих машин". Если Вы подписались на рассылку недавно и термин "человеческая машина" Вам ничего не говорит - загляните в оглавление архива рассылки и найдите там предыдущие выпуски на эту тему: №57, №58 и №61.

Но сперва я хочу ответить на вопросы подписчиков насчёт моего семинара в Москве, который состоится в последних числах августа.

Что? Где? Когда?

Итак, я провожу в Москве семинар на тему малобюджетного, партизанского маркетинга. Если Вам нужно найти новых клиентов, поднять продажи, повысить доходность фирмы - и всё это без увеличения маркетингового бюджета - то мой семинар может помочь Вам.

Семинар рассчитан на два дня по 8 часов в день. Он состоится либо 28-29 августа, либо 29-30 августа. Тут я готов пойти навстречу участникам и выбрать тот вариант, который будет удобнее для них. Возможно проведение семинара либо в Москве, либо на базе какого-нибудь пансионата в Подмосковье. Пока что я склоняюсь к проведению в центре Москвы, но если соберётся группа желающих совместить обучение и отдых, возможен и такой вариант.

Запланированный размер группы - 25 человек. Одиннадцать мест уже заняты, 14 пока ещё свободны, так что Вы можете успеть записаться. Если Вы хотите предварительно зарезервировать себе место, напишите мне.

  • Иногда бывает так, что из-за ошибки спам-фильтра посланные мне письма возвращаются. Поэтому если Вы писали мне и не получили ответа, Вы можете отправить мне письмо с этой страницы - такие письма я получаю всегда.

Кому будет полезен семинар?

Кому будет полезен мой семинар по партизанскому маркетингу? Знаете, проще сказать, кому он не будет полезен или будет полезен ограниченно.

Если клиентами Вашего бизнеса являются только другие фирмы, причём потенциальных клиентов немного и все они Вам заранее известны, нужно только их уговорить покупать у Вас, а не у конкурента - например, Вы поставляете тяжёлое оборудование авиационным заводам - вероятно, Вам будет лучше пройти семинар по искусству переговоров.

Если Ваш бизнес таков, что его успех зависит от места больше, чем от всех прочих факторов вместе взятых - например, Вы являетесь владельцем сети киосков с шуармой - польза от моего семинара будет, но она будет умеренной.

Если Вы ведёте весь свой бизнес, включая и поиск клиентов, и собственно продажу, только в Интернете - например, запустили интернет-магазин игрушек - Вам стоит предварительно поговорить со мной о том, насколько применимы конкретно в Вашем случае приёмы и методы, которым я обучаю.

Если же среди Ваших клиентов есть частные лица или небольшие фирмы... Если не каждый человек или не каждая фирма является Вашим потенциальным клиентом, а тупо обзванивать "по алфавиту" весь город Вы не хотите... Если Ваш рекламный бюджет скромен и не рассчитан на бомбардировку потенциальных клиентов частой рекламой на ТВ, радио и в глянцевых журналах... Если Вы хотите привлечь новых клиентов и поднять прибыль, опираясь на уже существующие ресурсы своего бизнеса... Если Вы почему-либо не можете широко рекламироваться через СМИ...

Тогда мой семинар по малобюджетному маркетингу может помочь Вам, поскольку создан специально для таких ситуаций.

Уникальная возможность

Некоторые интересуются, чем отличается мой семинар от моего же дистанционного курса "Скрытые возможности Вашего бизнеса". Основных отличий два.

Во-первых, семинар будет включать в себя ряд тем, которых нет в курсе. В частности, такую тему, как этапы развития фирмы и пути перехода на следующий этап (с увеличением доходов фирмы в несколько раз).

Во-вторых, поскольку группа будет небольшая, есть возможность пойти навстречу интересам каждого участника семинара и попытаться подобрать для каждого какое-то особенное решение. Вам стоит воспользоваться этой уникальной возможностью - другого такого шанса у Вас может не быть.

А теперь я хочу попросить прощения у жителей всех прочих городов, и мы переходим к основной теме выпуска:

Человеческие машины - метод Тейлора

Практически невозможно говорить о человеческих машинах и не упомянуть американского инженера Фредерика Тейлора, крёстного отца НОТ - научной организации труда.

  • Вернее, возможно - если говорящий нечестен. Иные консультанты, сделавшие карьеру на переписывании чужих разработок, прикрывают неблаговидность своего поведения тем, что никогда не ссылаются на других авторов, как будто они сами придумали все бизнес-идеи на свете. Но я имею в виду честных профессионалов.

Фредерик Тейлор - одновременно человек-анекдот и человек-легенда. Он ещё в детстве придумывал самые быстрые способы завязывания шнурков (а затем и вовсе стал носить туфли без шнурков) и прикидывал кратчайший путь ложки от тарелки ко рту. На пике же своей карьеры он был любимцем местных юмористов, которые, например, развлекали публику байкой о том, что-де Тейлор уходя на работу, выпрыгивает в окно, и экономит таким образом время поездки на лифте.

  • Рассказывали также, что как-то раз в результате кораблекрушения Тейлор попал в плен к людоедам. Те пообещали отпустить его, если он за одну минуту успеет удовлетворить женщину, зашнуровать ботинки и написать завещание - и предупредили, что до сих пор никому не удавалось уложиться в столь короткое время. Тейлор поставил людоедку буквой "Г", пристроился к ней сзади, велел шнуровать ему ботинки, а сам разложил у неё на спине бумаги и непосредственно в процессе писал завещание. Таким образом ему удалось уложиться в минуту. Когда же людоеды бросились поздравлять его, Тейлор недовольно заметил: "Вообще-то вам следовало бы привязать мне к пояснице пилу - тогда бы я за то же время ещё и пальму спилил".

Знаменитостью Тейлор стал после истории с Вифлеемским Сталелитейным Комбинатом. В одном из цехов работали 600 человек, чьей задачей было перебрасывать молотую руду из бункера на конвейер. Тейлор и его помощник пять месяцев ходили вокруг рабочих с блокнотом и секундомером. А потом вышел циркуляр, начинавшийся фразой: "Существует около пятисот способов погружать лопату в вещество определенного рода - и лишь один из этих способов правильный".

Поначалу над этой фразой смеялись до упада, однако владелец комбината дал "добро" на обучение рабочих "единственно верному методу". Спустя три года в этом цеху трудились всего 140 человек - и выполняли тот же объём работы, для которого когда-то требовалось 600 работников. При этом они меньше уставали за смену и получали большую плату, так что оснований жаловаться на жизнь у них не было. Тейлор добился этого, разработав особые лопаты, обучив работников оптимальному методу погрузки и установив для них график перерывов, позволявший отдохнуть прежде, чем накопится усталость.

Другая известная демонстрация метода Тейлора состоялась на том же комбинате. Грузчики укладывали чугунные чушки в грузовики, перетаскивая за смену в среднем по 12,5 тонн чугуна. Уже к середине дня они выматывались до состояния "язык на плече", а с работы уходили, шатаясь. Тейлор выбрал для эксперимента некоего Шмидта, далеко не самого крепкого из грузчиков, и рассчитал для него график работы и отдыха.

В течение трёх лет этот Шмидт работал по секундомеру, делая перерывы через каждые несколько минут, так что из каждого рабочего часа он лишь 26 минут таскал чугун, а 34 минуты отдыхал, и с работы выходил свежим и бодрым. Бригадир грузчиков высмеивал "ленивого" рабочего, пока не обнаружил, что Шмидт перетаскивает за смену около 47 тонн - почти вчетверо больше любого другого грузчика в цеху.

 
В любой работе есть либо "верный" и "неверные" способы работы, либо хотя бы "лучшие" и "худшие" способы.
 

В общем-то, писать о Тейлоре можно много, ведь он, по сути, является основоположником как концепции научной организации труда, так и современной модели менеджмента. Собственно говоря, сегодня большая часть его конкретных достижений неактуальна, т.к. речь шла о рационализации грубого физического труда - в наши дни проще и выгоднее поставить один подъёмный кран, чем 120 грузчиков. Но вот принципы, которыми Фредерик Тейлор руководствовался в своей работе, актуальны по сей день. И сегодня я хочу рассказать Вам об одном ключевом принципе, лежащем в основе работы Тейлора. Принципе, которым пренебрегают многие работодатели - от чего и страдают.

Кесарю – кесарево, слесарю – слесарево

В одной из своих работ Тейлор писал: "Одним из первых качеств, требующихся от человека, годного для переноски чугунных болванок в виде постоянной профессии, является такая тупость и флегматичность, которая делала бы его похожим по характеру, скорее всего, на вола. Человек с живым и острым умом по этой самой причине совершенно не годится для такого рода труда, он покажется ему ужасающе однообразным. Вследствие этого рабочий, наилучшим образом приспособленный для переноски чугунных болванок, совершенно не способен понимать основы науки, относящейся к его работе. Он настолько туп, что слово "процентная доля" лишено для него какого бы то ни было смысла, и он должен поэтому, для того чтобы работать с успехом, быть приучен к навыкам труда, в соответствии с законами этой науки, человеком более развитым, чем он сам".

Обратите внимание на последние слова этой цитаты. Чтобы человек, выполняющий работу, действовал эффективно, его должен обучить правильным навыкам другой, "более развитый" человек. И не только обучить, но и проследить за правильностью выполнения работы, и назначить нормы выработки, проконтролировать их и т.д. Причём это относится не только к "подобным волу" грузчикам и метельщикам, но и к любым исполнителям нижнего звена, будь то токарь, продавец или "менеджер на телефоне".

 
Рядовой исполнитель не должен решать сам, как он будет работать. Другой, более профессиональный и опытный человек, должен обучить его правильному способу работы, а также контролировать его работу и назначать нормы выработки. Чем ниже человек находится в рабочей иерархии, тем меньше ему следует импровизировать и "изобретать велосипед".
 

В обычной же фирме, типичной для России (да и для большинства других стран тоже), рядовой исполнитель работает так, как ему работается. Кто умеет, работает хорошо, кто не умеет - работает плохо. Начальство же зачастую пытается стимулировать продуктивность работников одним из двух способов. Либо увольняет непродуктивных работников, пытаясь нанять на их место более качественных, либо играет с зарплатой так, чтобы неэффективный работник получил мало, а результативный - больше.

Однако эти способы сами по себе так же мало эффективны, как лыжные палки без лыж. Они работают лишь в сочетании с качественным обучением. А вот с этим у типичной фирмы дело обычно обстоит плохо. Вернее, просто никак. Инициативный же, но бестолковый работник - для фирмы опаснее, чем мартышка с гранатой.

Для того, чтобы Вы могли преобразовать свою фирму в "человеческую машину", у Вас должна быть налаженная система обучения правильному способу работы. Это практически единственный путь для стабильного развития фирмы.

 
Для того, чтобы Вы могли преобразовать свою фирму в "человеческую машину", у Вас должна быть налаженная система обучения правильному способу работы.
 

Другой путь заключается в том, чтобы искать на рынке труда таких людей, которые уже обладают всеми необходимыми Вам навыками - и положиться на их профессионализм. Но тут Вы рискуете дважды. Во-первых, на рынке может и не оказаться нужного Вам человека. Во-вторых, не так-то легко проверить человека, принимая его на работу. Можно упустить отличного работника (и это ещё полбеды) или, наоборот, нанять бестолкового работника, который развалит работу отдела или филиала на зависть иному диверсанту. Так что этот путь малопригоден для фирмы, которая должна стабильно работать, расти и расширяться.

Как фирма может наладить обучение сотрудников? Простейший ответ - нанять кого-то, кто этим занимается. Крупная фирма должна (не "может", а именно "должна") иметь "отдел повышения квалификации" или "внутренних тренеров". Мелкие и средние фирмы могут найти толковый учебный центр или тренера-частника и поддерживать с ним контакт, время от времени приглашая преподавателя к себе или посылая к нему новых работников.

Однако есть и другие, более подходящие для "человеческой машины" подходы. Но о них я расскажу как-нибудь в другой раз.

Хотите сами построить "человеческую машину"?

В обозримом будущем, параллельно с подготовкой к семинару, я планирую запустить дистанционный проект, в ходе которого группа владельцев или руководителей фирм будет постепенно, шаг за шагом, примерно в течение года осторожно и аккуратно "налаживать" свою фирму, превращая её в "человеческую машину", работающую с точностью и надёжностью швейцарских часов, а также пригодную к тиражированию - созданию филиалов или продаже франшизы.

Хотите принять участие в этом проекте? Напишите мне, обсудим эту тему.

Как со мной списаться

Пишите мне на адрес a-l@kursy.ru. Если же письмо осталось без ответа или вернулось (что иногда случается из-за ошибок спам-фильтров), Вы можете послать мне письмо через форму на этой странице - такие письма я получаю всегда.

Пишите мне. Предлагайте свои идеи для рассылки. Делитесь своим опытом. Задавайте вопросы. Рассказывайте о себе и своём бизнесе. Пишите!

Подпишитесь бесплатно на эту рассылку

Вам понравились мои советы? Хотите бесплатно подписаться на мои электронные газеты? Сделайте это прямо сейчас! Отметьте галочками названия тех электронных газет, которые Вы хотите получать, укажите свой адрес электронной почты - и нажмите кнопку «Подписаться».

Почему Ваш бизнес-сайт не работает?
Боевые говоруны
Школа продаж Левитаса
Больше денег от Вашего бизнеса!

После этого Вы будете регулярно получать от меня полезные советы и дельные статьи о рекламе, маркетинге, продажах, организации бизнеса, увеличению прибыли и других важных для предпринимателя вещах. Многим моим читателям эти советы уже помогли поднять прибыль - пусть теперь помогут и Вам.

Всего доброго!

С уважением,
Александр Левитас,
бизнес-консультант и бизнес-тренер.

Вы - предприниматель, владелец бизнеса, директор или менеджер? Авторские семинары Александра Левитаса помогут Вам наладить работу персонала, поднять собственную эффективность, с небольшими вложениями привлечь новых клиентов, поднять отдачу от рекламы, наладить взаимовыгодное сотрудничество с другими бизнесами и в результате поднять доходы Вашего бизнеса. Подробнее »

P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в бизнесе - пожалуйста, перешлите ему ссылку на эту страницу.