Александр Левитас - бизнес-консультант и бизнес-тренер

«Я знаю, что Ваш бизнес может приносить больше денег»

Александр Левитас

Бизнес-консультант и бизнес-тренер

Рассылка «Боевые говоруны»

Выпуск №149 (05-09-2006). Copyright © Александр Левитас

Добрый день, уважаемый читатель!

Владимир Владимирович, а ты с кем сейчас говорил?

В прошлом выпуске рассылки мы рассмотрели два психологических приёма, которые использовал в своей пресс-конференции Владимир Путин и договорились, что Вы самостоятельно поищете в стенограмме пресс-конференции другие приёмы, а я потом напишу о тех приёмах, которые видны мне.

Уговор, как известно, дороже денег, так что в этом выпуске я расскажу ещё о паре приёмов из арсенала Владимира Владимировича. Но поскольку писем на тему Путина и его приёмов практически не было, я делаю вывод, что тема эта для Вас не бог весть как интересна, так что мы с ней сегодня закруглимся и в следующем выпуске поминать всуе господина президента уже не будем.

Итак, какие ещё приёмы демонстрирует нам в своём выступлении российский глава государства?

Если Вам не лень заглянуть снова в текст выступления, обратите внимание на то, как далеко порой Путин уходит от заданного ему вопроса. Какими техническими деталями, какими цифрами, какими лозунгами начинает порой сыпать. Пару раз я даже вспоминал старый анекдот:

 – Папа, а почему надкушенное яблоко темнеет?
 – Это потому, сынок, что содержащаяся в клетках яблока заменимая аминокислота тиразин после нарушения целостности клеточной оболочки вступает во взаимодействие с атмосферным кислородом и под воздействием фермента тирозиназы происходит синтез меланина.
 – Папа, а ты с кем сейчас говорил?!

Почему я его вспоминал? Да потому, что вовсе не факт, что слушатель, задавший вопрос (особенно если это был старик или ребёнок), вообще мог понять ответ президента. С кем же тогда говорил Путин?

Третий приём Владимира Путина

Говорил Путин, разумеется, не с тем, кто задал вопросы, а с теми, на кого его выступление и было направлено. С Вами. Со мной. С журналистами. С зарубежными аналитиками. Когда он отвечал на вопрос, ему важно было не то, поймёт ли его задавшая вопрос 13-летняя девочка Маша из посёлка Собакино, а то, дойдёт ли его сообщение до многомиллионной аудитории, которая его слушает. И именно для этой аудитории и приводились цифры и аргументы, пусть и непонятные девочке Маше.

Собственно, иногда Путин это озвучивал даже открытым текстом: "Не знаю, интересно ли непосредственно Ирине Анатольевне, но многим другим это точно будет интересно..." - говорил он. И переходил к сообщению для широкой аудитории.

 
ТРЕТИЙ ПРИЁМ ВЛАДИМИРА ПУТИНА - готовить ответ не для того человека, который задал вопрос, а для тех людей, на которых он хочет оказать влияние
 

Этот приём очень часто используется "боевыми говорунами" в разного рода публичных дискуссиях, теледебатах, выступлениях в суде и т.п., когда формально разговор идёт с одним человеком - с оппонентом, с ведущим, с адвокатом - а на самом деле убедить надо не его, а совсем других людей. Сторонних зрителей, потенциальных клиентов, жюри присяжных и т.п.

И тогда "говорун" вроде бы отвечает на вопросы оппонента, вроде бы дискутирует с оппонентом, но на самом деле его крайне мало беспокоит, удастся ли ему убедить оппонента - куда важнее реакция публики. И именно под публику (вернее, под ту часть публики, которая его интересует) он подбирает свои аргументы, подбирает слова, подбирает манеру формулировать свои мысли. Как это и сделал Владимир Владимирович в данном случае.

Четвёртый приём Владимира Путина

Одной из задач пресс-конференции президента, очевидно, была задача подбодрить и воодушевить россиян, внушить им оптимизм и веру в будущее. Однако Путину пришлось столкнуться с рядом вопросов, на которые он не мог дать оптимистичный ответ.

Например, пенсионерка из Москвы сообщила, что получает 2500 рублей в месяц и поинтересовалась, знает ли президент, как выжить на такие деньги. Бывший офицер из Новгорода жаловался на то, что служебная собака получает на прокорм 57 рублей в день, заключённого в тюрьме кормят на 50 рублей в день, а офицера минобороны - на 20 рублей в день. Вроде бы, ничего жизнерадостного тут ответить нельзя, никакую картину успеха не нарисуешь. Как же справлялся с этими вопросами глава правительства?

Делал он это довольно просто. Уходил от настоящего в будущее - на три, пять, десять лет вперёд - и рисовал радужными красками картину всеобщего преуспевания уже там, в будущем. А чтобы это звучало убедительно, он находил в настоящем какие-то мелкие изменения, какие-то шажки, которые в принципе могли бы привести к той картине, которую он помещал в будущее.

 
ЧЕТВЁРТЫЙ ПРИЁМ ВЛАДИМИРА ПУТИНА - если нельзя дать хороший ответ по состоянию на сегодня, радужная картина рисуется в будущем. А для того, чтобы слушатели поверили в это светлое будущее, в настоящем ищутся доказательства того, что это будущее возможно
 

Задаётся вопрос о пенсиях на сегодняшний день - Путин поминает снижение единого социального налога (доказательство) и ссылается на 2012 год, когда "заработает и накопительная часть пенсии" (картина в будущем). Заходит речь о наркомании - президент говорит о "уменьшении темпов прироста людей, употребляющих наркотики" (доказательство) и выражает надежду на решение этой проблемы (картина в будущем). И т.д. и т.п.

Этот приём очень часто используется при мотивации людей. Даже когда всё плохо и беспросветно, можно поднять дух людей, перенеся их мысли в будущее. Представьте себе: 1941 год, Ленинград задыхается в блокаде, немцы стоят под Москвой. В поле собрались вокруг костерка солдаты, бесславно отступавшие от самого Бреста, они пьют голый кипяток (чая нет), греют руки о кружки, настроение - похоронное. Но вот командир подсел к огоньку и стал рассказывать, что немец уже выдохся, уже не прёт кабаном, что скоро ход войны переменится... Прошло пять минут, десять... И хлопцы уже обсуждают, что они будут писать на стенке Рейхстага, когда дойдут до Берлина, и спорят, будет ли хвалёное немецкое пиво вкуснее "Жигулёвского".

Точно так же этот приём используется и при мотивации персонала, и при мотивации покупателей. Принцип тот же - "доказательство" и "картина в будущем". Более того, его можно использовать даже для ответа на скользкие и неприятные вопросы на переговорах. Например, когда ушлого торгового агента, который продавал прохладительные напитки, спросили: «Скажите, а ваша фирма поставляет клиентам бесплатно холодильники для напитков, как это делает "Кока-Кола"?» - он, и глазом не моргнув, ответил: «Да, конечно - в 2011 году начинаем поставку» И получил свой заказ.

А как бы Вы, уважаемый подписчик, могли бы использовать этот приём в своей работе? Поделитесь своим опытом или своими мыслями со мной - и с другими читателями рассылки.

Как со мной списаться

Пишите мне на адрес a-l@kursy.ru. Если же письмо осталось без ответа или вернулось (что иногда случается из-за ошибок спам-фильтров), Вы можете послать мне письмо через форму на этой странице - такие письма я получаю всегда.

Пишите мне. Предлагайте свои идеи для рассылки. Делитесь своим опытом. Задавайте вопросы. Рассказывайте о себе и своём бизнесе. Пишите!

Подпишитесь бесплатно на эту рассылку

Вам понравились мои советы? Хотите бесплатно подписаться на мои электронные газеты? Сделайте это прямо сейчас! Отметьте галочками названия тех электронных газет, которые Вы хотите получать, укажите свой адрес электронной почты - и нажмите кнопку «Подписаться».

Почему Ваш бизнес-сайт не работает?
Боевые говоруны
Школа продаж Левитаса
Больше денег от Вашего бизнеса!

После этого Вы будете регулярно получать от меня полезные советы и дельные статьи о рекламе, маркетинге, продажах, организации бизнеса, увеличению прибыли и других важных для предпринимателя вещах. Многим моим читателям эти советы уже помогли поднять прибыль - пусть теперь помогут и Вам.

Всего доброго!

С уважением,
Александр Левитас,
бизнес-консультант и бизнес-тренер.

Вы - предприниматель, владелец бизнеса, директор или менеджер? Авторские семинары Александра Левитаса помогут Вам наладить работу персонала, поднять собственную эффективность, с небольшими вложениями привлечь новых клиентов, поднять отдачу от рекламы, наладить взаимовыгодное сотрудничество с другими бизнесами и в результате поднять доходы Вашего бизнеса. Подробнее »

P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в бизнесе - пожалуйста, перешлите ему ссылку на эту страницу.