Александр Левитас - бизнес-консультант и бизнес-тренер

«Я знаю, что Ваш бизнес может приносить больше денег»

Александр Левитас

Бизнес-консультант и бизнес-тренер

Рассылка «Боевые говоруны»

Выпуск №143 (30-04-2006). Copyright © Александр Левитас

Добрый день, уважаемый читатель!

Можете ли Вы представить себе, как демократы-либералы, сторонники гражданских прав и свобод, искренне выступают в защиту фашистов?

А поверить в то, что это было вызвано всего двумя словами, вставленными вовремя и к месту?

Недавно я наблюдал как раз такую историю.

Сперва немного теории

У многих людей, не склонных к особой вдумчивости, в голове часто сидят какие-то не подлежащие критике убеждения... или даже не убеждения, а лозунги. И в ситуации, когда что-то противоречит этому лозунгу, человек перестаёт мыслить и начинает повторять этот лозунг (иногда с небольшими вариантами), как попугай или как заезженная пластинка.

Например, кто-то считает себя гуманистом, поскольку верит в то, что жизнь человека священна. Если эта мысль сидит у него в голове некритично, как лозунг, он будет отстаивать эту точку зрения даже там, где это нелепо.

– Людей убивать нельзя!
– Что, вообще никогда и никаких?
– Никогда и никаких. Потому что людей убивать нельзя.
– А если этот человек - убийца?
– Всё равно. Людей убивать нельзя.
– А если это враг на войне, и он сам хочет тебя убить?
– Это неважно. Людей убивать нельзя.
– А если этот, с позволения сказать, человек собирается убить твоего ребёнка у тебя на глазах? Ты сможешь его убить, чтобы спасти своего ребёнка?
– Нет. Людей убивать нельзя!!!
– А если ты видишь, что террорист готовится взорвать многоэтажный дом и убить сотни человек, а единственный способ остановить его - застрелить его самого? Ты выстрелишь в него?
– Не выстрелю. Людей! Убивать! Нельзя!!!
– Но хоть стоящему рядом с тобой милиционеру ты позволишь выстрелить?
– Нет, не позволю. Схвачу его за руку и не дам выстрелить. Потому что людей убивать нельзя.

Эти споры выглядят смешно и нелепо, когда они идут на форуме в Сети или на кухне. Но, поверьте, когда люди с такой позицией действительно вмешиваются в работу милиции или армии, это совсем не смешно. Особенно во время войны или после терракта.

Как Вы понимаете, каждое такое убеждение-лозунг представляет собой готовую кнопку для манипулятора. Ткнул пальцем в кнопку - и человек начинает делать то, что тебе нужно.

Именно этот механизм и был использован.

Как это было

"Московское бюро по правам человека" и "Московский антифашистский центр" провели акцию под названием "Город без фашистских книг".

Суть мероприятия была в том, чтобы обратиться к владельцам книжных магазинов и сетей и потребовать от них убрать из магазинов и вернуть издателям книги нескольких авторов, которые, по мнению организаторов акции, являются фашистской пропагандой.

Но какой-то ловкий манипулятор развернул мнение значительной части общества в противоположную сторону всего двумя словами. У пресс-релизов, которые он разослал в Сети, был заголовок: "Фашистские книги - в печь!"

Этого оказалось достаточно. Два слова - "в печь" - нажали в головах множества либералов на кнопку с надписью "Книги жечь нельзя". В результате толпа встала на защиту авторов фашистских книг и обвинила в фашизме самих организаторов акции. Основным мотивом было, разумеется, сожжение книг.

Книги жечь нельзя, только фашисты жгут книги. Раз вы призываете к сожжению книг - вы сами фашисты. Ведь если сегодня вы призываете сжигать книги, завтра вы станете сжигать людей. А те, чьи книги вы хотите сжигать - жертвы фашизма. И мы, как истинные борцы за гражданские права, выступим в их защиту. Нет, нас не смущает, что "жертвы фашизма" носят повязки со свастикой и рассуждают о том, что нас надо отправить в газовую камеру. Мы не согласны с их мнением, но мы готовы отдать жизнь за их право на его пропаганду! И мы будем их защищать. Потому что вы! Призываете! Сжигать! Их! Книги!

И практически никто из толпы, бросившейся защищать фашистов, даже не обратил внимания на то, что организаторы акции вовсе не призывали сжигать никакие книги. А если кто и заметил, к его голосу не прислушались. Те, у кого в голове была кнопка "Книги жечь нельзя", напрочь отключили критическое мышление, как только увидели в заголовке статьи сочетание слов "книги" и "печь". Так что вникать в суть статьи они уже не стали. "Я не читал Пастернака, но осуждаю его".

На мой взгляд, это один из примеров высшего пилотажа в манипуляциях словами. Короткая реплика, вброшенная в толпу, играет роль детонатора, а дальше события развиваются сами. Я не в восторге от того, для чего был использован этот приём - но восхищён тем, как он был использован.

Как со мной списаться

Пишите мне на адрес a-l@kursy.ru. Если же письмо осталось без ответа или вернулось (что иногда случается из-за ошибок спам-фильтров), Вы можете послать мне письмо через форму на этой странице - такие письма я получаю всегда.

Пишите мне. Предлагайте свои идеи для рассылки. Делитесь своим опытом. Задавайте вопросы. Рассказывайте о себе и своём бизнесе. Пишите!

Подпишитесь бесплатно на эту рассылку

Вам понравились мои советы? Хотите бесплатно подписаться на мои электронные газеты? Сделайте это прямо сейчас! Отметьте галочками названия тех электронных газет, которые Вы хотите получать, укажите свой адрес электронной почты - и нажмите кнопку «Подписаться».

Почему Ваш бизнес-сайт не работает?
Боевые говоруны
Школа продаж Левитаса
Больше денег от Вашего бизнеса!

После этого Вы будете регулярно получать от меня полезные советы и дельные статьи о рекламе, маркетинге, продажах, организации бизнеса, увеличению прибыли и других важных для предпринимателя вещах. Многим моим читателям эти советы уже помогли поднять прибыль - пусть теперь помогут и Вам.

Всего доброго!

С уважением,
Александр Левитас,
бизнес-консультант и бизнес-тренер.

Вы - предприниматель, владелец бизнеса, директор или менеджер? Авторские семинары Александра Левитаса помогут Вам наладить работу персонала, поднять собственную эффективность, с небольшими вложениями привлечь новых клиентов, поднять отдачу от рекламы, наладить взаимовыгодное сотрудничество с другими бизнесами и в результате поднять доходы Вашего бизнеса. Подробнее »

P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в бизнесе - пожалуйста, перешлите ему ссылку на эту страницу.