Александр Левитас - бизнес-консультант и бизнес-тренер

«Я знаю, что Ваш бизнес может приносить больше денег»

Александр Левитас

Бизнес-консультант и бизнес-тренер

Рассылка «Больше денег от Вашего бизнеса!»

Выпуск №72 (12-08-2006). Copyright © Александр Левитас

Добрый день, уважаемый читатель!

Перечитывая классику

На днях я перечитывал "Гиперболоид инженера Гарина", едва ли не первую советскую фантастическую книгу, написанную человеком ещё старой закалки, пресловутым "красным графом" Алексеем Толстым, чей дворецкий в 20-х ошарашивал визитёров репликами вроде: "Их сиятельство изволили отбыть на заседание парткома".

Один кусочек текста так понравился мне, что я решил непременно поделиться им с Вами:

Роллинг недаром прошел в Америке школу жизни. До последней клеточки он был вытренирован для борьбы.

Тренировка, как известно, точно распределяет усилия между мускулами и вызывает в них наибольшее возможное напряжение. Так у Роллинга, когда он вступал в борьбу, сначала начинала работать фантазия, – она бросалась в девственные дебри предприятий и там открывала что-либо, стоящее внимания. Стоп. Работа фантазии кончилась. Вступал здравый смысл, – оценивал, сравнивал, взвешивал, делал доклад: полезно. Стоп. Вступал практический ум, подсчитывал, учитывал, подводил баланс: актив. Стоп. Вступала воля, крепости молибденовой стали, страшная воля Роллинга, и он, как буйвол с налитыми глазами, ломился к цели и достигал ее, чего бы это ему и другим ни стоило.

Граф Толстой был мудрым человеком и очень тонко подметил чертовски важный нюанс. Мышление предпринимателя может быть более эффективным, если он пытается обдумать свою идею всесторонне, но не одновременно, а шаг за шагом. Отдельно - творчески осмыслить ситуацию и придумать толковую идею. Отдельно - оценить её с точки зрения бытового "здравого смысла". Отдельно - сделать необходимые расчёты. А когда решение будет принято - поднять все паруса и двигаться вперёд.

Метод "шести шляп"

На полвека позже "красного графа" похожий метод предложил - и изложил его формально - трижды доктор (медицины, психологии и философии) Эдуард де Боно, один из признанных гуру в области творческого мышления.

Суть метода проста, как апельсин. Де Боно предлагает разделить процесс обдумывания (или обсуждения) деловой идеи на 6 режимов, условно обозначая каждый режим шляпой другого цвета:

  • Белая шляпа - только факты и цифры. Никаких оценок, никаких попыток прогноза. Только голая и беспристрастная информация о сложившейся ситуации и о предложенной идее. Типичные реплики в этом режиме: "На сегодняшний день на складе 2300 единиц товара... Партнёр предложил приобрести партию в 10,000 единиц за 100,000 тугриков... Договор включает в себя условие о поставке товара к 01/12/2006..."
  • Красная шляпа - только эмоции. Описание своих ощущений от первого лица. Типичные реплики в этом режиме: "Я чувствую, что... Меня пугает... Я глубоко огорчён... Я ощущаю радостное возбуждение и полон энтузиазма..."
  • Зелёная шляпа - генератор идей. Поиск новых идей, новых подходов, альтернатив и т.п., причём безо всякой оценки. Для тех, кто знаком с процедурой "мозгового штурма" - она как раз и представляет собой мышление "в зелёной шляпе". Типичные реплики в этом режиме: "А что, если мы попробуем... Как насчёт того, чтобы... Давайте сделаем вот что..."
  • Жёлтая (золотая) шляпа - только положительная оценка. Мышление "в жёлтой шляпе" предполагает поиск сильных сторон предложенной идеи, положительных моментов в сложившейся ситуации, поиск и обоснование причин, по которым предприятие должно удаться и т.п. Типичные реплики в этом режиме: "Это предложение кажется мне удачным потому, что... Основания считать, что план сработает, следующие... Резюме этого кандидата на должность начальника отдела понравилось мне тем, что..."
  • Чёрная шляпа - только отрицательная оценка. Поиск слабых сторон, уязвимых мест плана, недостатков идеи, поиск и обоснование причин, по которым предприятие может провалиться и т.п. Типичные реплики в этом режиме: "Эта инвестиция слишком рискованна, потому что... Я бы не стал поддерживать эту кандидатуру потому, что... Уязвимыми местами Вашего плана являются..."
  • Синяя шляпа - управление самим процессом обсуждения или оценки. Мышление "в синей шляпе" предполагает отслеживание того, куда идёт дискуссия, чего уже достигли, какие позиции уже были представлены, что ещё следует сделать и т.п. Находясь в режиме "синей шляпы" человек может предложить собеседникам "сменить шляпы", а вместе с ними и позицию в обсуждении. В этом же режиме идёт резюмирование достигнутого, в нём же намечают следующие цели. Типичные реплики в этом режиме: "Теперь давайте наденем чёрные шляпы и поищем уязвимые места нашего плана... У нас достаточно идей, можно снять зелёные шляпы... Пожалуйста, снимите красную шляпу и наденьте белую - сейчас нам нужны факты, а не эмоции... Давайте резюмируем то, что мы решили до сих пор..."

Такое методичное обсуждение идеи или плана (или даже обдумывание его в одиночку), когда постепенно задействуются все перечисленные позиции, зачастую оказывается гораздо более результативным, чем обычная для большинства процедура, когда ситуацию пытаются рассмотреть со всех сторон одновременно, "сравнивая холодное с длинным".

Когда Вы, уважаемый читатель, в следующий раз будете обдумывать или обсуждать со своими партнёрами какую-то сложную проблему - попробуйте использовать подход, описанный Толстым, или методику "шести шляп". А потом напишите мне о результатах.

Только для способных на быстрые решения!

Как Вы уже знаете, 29-30 августа я провожу в Москве семинар по партизанскому маркетингу. Семинар учит малобюджетному (партизанскому) маркетингу. Тому, как зарабатывать больше денег, привлечь новых клиентов и увеличить прибыль с одного клиента, как наладить взаимовыгодное сотрудничество с другими бизнесами - и всё это за счёт использования тех ресурсов, которые у бизнеса уже есть, без увеличения рекламного бюджета и без существенных дополнительных вложений. Подробнее о семинаре читайте здесь.

К первому августа все места в группе были разобраны. Однако, чтобы окончательно зарезервировать место на моём семинаре, нужно внести авансом часть оплаты. Четыре человека из тех, кто ещё в июле подал заявки на семинар, аванс до сих пор так и не внесли. Соответственно, четыре места можно считать свободными. И одно из них можете занять Вы.

Если Вы из тех, кто умеет принимать решения быстро, и если Вы хотите научиться продавать больше с малым рекламным бюджетом, получать больше прибыли от своей фирмы, не вкладывая денег, и для этого хотите пройти мой семинар - у Вас появилась такая возможность. Напишите мне, внесите аванс - и забронируйте себе место на семинаре.

Как со мной списаться

Пишите мне на адрес a-l@kursy.ru. Если же письмо осталось без ответа или вернулось (что иногда случается из-за ошибок спам-фильтров), Вы можете послать мне письмо через форму на этой странице - такие письма я получаю всегда.

Пишите мне. Предлагайте свои идеи для рассылки. Делитесь своим опытом. Задавайте вопросы. Рассказывайте о себе и своём бизнесе. Пишите!

Подпишитесь бесплатно на эту рассылку

Вам понравились мои советы? Хотите бесплатно подписаться на мои электронные газеты? Сделайте это прямо сейчас! Отметьте галочками названия тех электронных газет, которые Вы хотите получать, укажите свой адрес электронной почты - и нажмите кнопку «Подписаться».

Почему Ваш бизнес-сайт не работает?
Боевые говоруны
Школа продаж Левитаса
Больше денег от Вашего бизнеса!

После этого Вы будете регулярно получать от меня полезные советы и дельные статьи о рекламе, маркетинге, продажах, организации бизнеса, увеличению прибыли и других важных для предпринимателя вещах. Многим моим читателям эти советы уже помогли поднять прибыль - пусть теперь помогут и Вам.

Всего доброго!

С уважением,
Александр Левитас,
бизнес-консультант и бизнес-тренер.

Вы - предприниматель, владелец бизнеса, директор или менеджер? Авторские семинары Александра Левитаса помогут Вам наладить работу персонала, поднять собственную эффективность, с небольшими вложениями привлечь новых клиентов, поднять отдачу от рекламы, наладить взаимовыгодное сотрудничество с другими бизнесами и в результате поднять доходы Вашего бизнеса. Подробнее »

P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в бизнесе - пожалуйста, перешлите ему ссылку на эту страницу.